НОВОСТИ / ТЕКСТЫ / ПЕРИОДИКА / ФИЛЬМЫ / ИЗОБРАЖЕНИЯ / ПЕРСОНАЛИИ / ОРГАНИЗАЦИИ / МЕРОПРИЯТИЯ / ИЗДАНИЯ / БИБЛИОГРАФИЯ / ССЫЛКИ
Степан Михайленко «Белградские тезисы»1. Как на это указывал сам автор, фильмы Дебора не являются фильмами в общепринятом значении этого слова, но социально-философскими произведениями, поданными в конкретной аудиовизуальной форме. Потому некорректно интерпретировать их как непосредственно кинематографические произведения и обнаруживать в них какие-либо достоинства, недостатки или инновации в области кино. 2. Фильмы Дебора были созданы в контексте общей традиции леттристского кинопроизводства, заложенной кинофильмом "Трактат о слюне и вечности" Исидора Изу в 1951 г. Если фильм "Завывания в честь де Сада" непосредственно был частью экспериментов, предпринимавшихся в области кинематографа в начале 1950-х участниками леттристской группировки (Леметром, Вольманом, Дюфреном и др.); то остальные фильмы Дебора (несмотря на кардинальный разрыв автора с Изу и леттристами к моменту их съёмки) были сделаны по методике, перенятой Дебором у Изу. 3. С точки зрения экспериментального кинематографа как такового, Изу и леттристы из его группировки смогли достичь несомненно большего, чем Дебор. Если у Изу и его единомышленников был целый ряд концептов и опытов в области альтернативного кинематографа (гиперграфические, сверхвременные фильмы и т.д.), превращавших зрителя в непосредственного участника съёмочного процесса; то фильмы Дебора вообще никак не нарушали иерархию "режиссёр-зритель". Дебор утверждал, что хотел перед премьерой первого своего фильма произнести фразу "Кинематограф мёртв. Ни один фильм больше не возможен. Если вы хотите, мы можем это обсудить", но никогда в действительности не пытался что-то обсуждать со зрителями своих фильмов. Наоборот, его фильмы были односторонней трансляцией определённых идей режиссёра зрителю. Единственное "достижение в нонспектакулярности" этих фильмов заключалось в том, что они доносили до зрителя леттристские методики кинопроизводства, сильно упрощавшие процесс и позволявшие зрителю самому стать режиссёром (например, Рене Вьене именно так и сделал и впоследствии даже был номинирован на Золотую пальмовую ветвь). 4. Фильмы Дебора (как и вся его жизнь и вся деятельность созданных иморганизаций) являлись практикой теории, а конкретнее – практикой концепта ситуации. Концепт ситуации был системообразующим для концепций Дебора, в первом же опубликованном тексте он пишет о необходимости создания науки ситуаций. Ситуация определялась Дебором как «конкретно и произвольно сконструированный посредством коллективной организации целостности окружения и игры событий момент жизни» или как «прохождение несколькими людьми достаточно краткого момента времени», что было названием одного из фильмов. Таким созданием ситуаций были премьерные показы "Завываний в честь де Сада", сопровождавшиеся попытками зрителей прекратить сеанс. В ситуации индивидуум переживает свои подлинные и самые яркие чувства, даже если это ярость от получасового пребывания в темноте и лицезрения пустого экрана. 5. Концепт спектакля (или зрелища) является производным от концепта ситуации, его антиподом, и в изначальном своём значении является метафорой культурных форм, основанных на пассивном потреблении зрителем продуктов посторонней творческой деятельности без возможности как-либо в ней участвовать. Именно в таком значении концепт "спектакля" используется в работах Дебора и других леттристов и ситуационистов до начала 1960-х годов. Позже этот концепт начинает интерпретироваться более глобально, как основание не только культуры, но и экономики, политики, межличностных отношений и т. д. – всего мира в целом, в том значении, которое известно нам по работе "Общество спектакля". 6. Современный мир соответствует описанию общества спектакля в гораздо большей степени, чем тот мир, который застал Ги Дебор. Повсеместное распространение интернет-технологий не уничтожило спектакль и одностороннюю коммуникацию, но, наоборот, в итоге их усилило. Господствующее общество при помощи комплекса юридических и технических мер научилось эффективно контролировать деструктивный по отношению к нему потенциал этих средств связи и пресекать попытки его использования. Помимо того, возможности интернета оказались рекуперированы методами маркетинга и стали полезным инструментом в продвижении (создании искусственного образа) товаров и идей, т. е. в непосредственном создании спектакля. Тезисы выступления в Центре культурной деконтаминации (Белград, Сербия) в 2015 г. |
against modern webdesign, 2015 - 2025